вторник, 9 февраля 2016 г.

Культура России 17 века. "Старина и новизна перемешались..."

Выполните задания в группах. 
1 гр.: Наука и образование в 17 в.
(Антошкин П., Байкова К., Барашкина К., Буданкин Н., Волков С.)
2 гр.: Литература и театр в 17 в.
(Гельрод П., Денисов Н., Жигалев Д., Зиновьев Я., Кальнобрицкий К.)
3 гр: Живопись 17 в.
(Катков Н., Кочергина Е., Кочеткова Д., Лазарев С., Савосина С., Сахаров Н.)
4 гр: Архитектура 17 в.
(Семин В., Сорокин А., Стенькин П., Суханкин В., Терехова А.)
5 гр: Быт 17 в.
(Торопкин Р., Тюлюкин С., Федосов Е., Халлыев А., Лазарев А., Холодкова О.)


(P.S. Задание выполняет каждый индивидуально в рамках поставленного вопроса. Не повторяемся  в ответах, а дополняем друг друга!)

30 комментариев:

  1. По мнению многих историков 17 век нельзя считать расцветом русской живописи, также нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. В 17 веке были развиты две школы иконописи Строгановская и Годуновская. В живописи России 17 века произошли большие перемены. Художники стремились к чему-то новому, но при этом старались не отходить от традиций. Именно из-за этого в начале 17 века в России наблюдается раскол в иконописи на две главенствующие школы: Строгановскую и Годуновскую. Эти школы работали в двух основных стилях, не похожих друг на друга. Годуновская школа стояла на тех канонах живописи, которые складывались временем. Она не развивала новые краски или образы, а тяготела к традициям прошлого. Строгановская школа развивала новые каноны, она использовала в иконописи яркие краски, изысканность рисунка, сложная многоплановая композиция. Иными словами, если Годуновская школа шла назад, то Строгановская бежала вперед и развивала в себе творческий потенциал. Царь Алексей Михайлович и Оружейная палата, очень критиковали и запрещали любой отход от уже сложившихся порядков в живописи, а Симон Ушаков долгое время возглавлял живописное дело России. И не смотря на запреты всегда уделял внимание изображению лица. Это было его страстью. Возможно, именно с этого и начал развиваться новый живописный жанр в России.
    Также во второй половине 17 века появляется новый жанр в России – парсуна. Это был первый портретный жанр в России. Изначально его использовали только в иконописи, но через несколько лет художники начали делать портреты реальных людей, которые толпами выстраивались у их дверей. Иметь свой портрет стало очень популярно, это было престижно. Парсуна исполнялась в традициях иконного писания. На парсуне подчеркивалось происхождение и высокий титул того, кто изображался. Внимание художника сосредотачивалось не столько на лице, сколько на аксессуарах: гербы, надписи, богатые детали.
    Еще одним новым явлением в живописи 17 века в России была Ярославская школа мастеров. Ее особенностью было то, что традиционные церковно-библейские фрески они начали изображать в образе обычной жизни. Одним из таких творений была композиция «Жатва». Иногда эту школу называют «пионером» русского пейзажа. Она была одним из тех факторов, которые привели к развитию пейзажа как жанра живописи.
    Русская живопись 17 века поспособствовала развитию портретной и пейзажной живописи в России. Именно в 17 веке появились художественные мастера, которые решили впервые отойти от прижившихся традиций и попробовать что-то новое. С этого времени живопись начала развиваться, а не стоять на месте. Художники начали испытывать свое мастерство, изображая людей, таких, какими они были. Это время достаточно больших перемен, которое оставило большой вклад в развитие живописи в России.

    ОтветитьУдалить
  2. Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменялись небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра. Продолжалась популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Шедевром деревянного зодчества 17 века считался царский дворец в Коломенском.
    В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарем. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.
    Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654). Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко.
    Именно в 17 веке архитектура отошла от средневековой простоты и строгости, от церковно-аскетического начала. Архитектура начала активно развиваться. Мастера стремились выразить собственное понимание прекрасного и создать нечто оригинальное.

    ОтветитьУдалить
  3. 17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому.
    Архитектура 17 в. может быть условно разделена на три периода. Первый период 20 - 40-е годы - период сложения нового архитектурного стиля на базе традиций XVI в. Второй период охватывает 50—80-е годы и характеризуется бурным расцветом строительства, а также окончательным становлением и развитием стиля, предпосылки которого слагались в предшествующий период. Наконец, третий период конеца 17 в. - время ломки архитектурных традиций и наступления новых форм, явно знаменующих собой переход к архитектуре классического направления, архитектуре 18 в.
    В 20 - 40-х годах 17 в., когда после бурных событий так называемого Смутного времени вновь оживилась строительная деятельность, общий характер архитектуры мало отличался от архитектуры конца XVI в.Совершенно в духе XVI в. построена и шатровая церковь в с. Медведкове. Впрочем, в этой церкви можно отметить некоторую измельченность кокошников, свидетельствующую о появлении новых тенденций, не характерных для XVI в. В еще большей степени новые формы проявились в шатровой церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь сам шатер гораздо богаче декорирован, чем это делали в 16 в. В дальнейшем в архитектуре 17 в. начинают все более заметно проявляться такие особенности, как насыщенность декоративными элементами и измельченность деталей. На смену четкой архитектонике построения форм с одной, подчеркнутой доминантой приходит живописная компоновка масс.
    Во второй половине XVII в. в русской архитектуре можно выделить несколько ярких групп памятников, связанных с мастерами наиболее крупных строительных центров. Для московской группы, например, характерно Создание сложных сооружений, в основе которых находится бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом. Снаружи такая церковь обычно декорирована несколькими ярусами кокошников и увенчана пятиглавием. Однако световой барабан большей частью имеет только центральная глава, тогда как четыре боковых - чисто декоративные. К такой церкви обычно примыкают трапезная, один или два придела, крыльцо, шатровая колокольня. В целом образуется чрезвычайно живописная, обычно несимметричная композиция. Примерами могут служить церкви Троицы в Никитниках (иначе Грузинской богоматери), Николы в Хамовниках, Успения в Гончарах, Николы в Пыжах и др.
    В 90-х годах XVII в. в русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новое стилистическое направление, явно вызванное к жизни реакцией на ту измельченность форм и перенасыщенность декоративными элементами, которые были характерны для архитектуры 70 - 80-х годов этого века.
    Постройки, характерные для нового направления, иногда называют «нарышкинским стилем» или «московским барокко». Наиболее полно и ярко новое архитектурное направление проявилось в строительстве небольших церквей в подмосковных усадьбах знати, близкой к царскому дворцу.
    Несомненно, что центром, откуда распространялось в конце XVII в. новое архитектурное направление, была Москва. Все наиболее важные и наиболее типичные памятники данного стиля возведены либо в Москве и Подмосковье, либо по прямому заказу Москвы и с участием московских мастеров.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. В 17 веке главным, что объединяло уклад жизни всех сословий, была православная вера.
    Церковь предписывала определенный порядок, который строго соблюдался: чтение молитв, хождение на службу в церковь, соблюдение обычаев и обрядов.
    Основная масса крестьян и горожан проживала в курных избах. Курная изба- это изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле. Дома освещались лучиной. Окна затягивались бычьими пузырями. Внутреннее убранство в домах знати и крупных купцов по своему богатству весьма отличалось от незатейливой обстановки в простых избах «черных» посадских людей. Пол в комнатах покрывался обычно рогожей или войлоком, а в богатых домах — коврами. Вдоль стен, наглухо приделанные к ним, стояли деревянные лавки, обитые плетеной рогожкой или материей; в зажиточных домах лавки сверху застилались суконными или шелковыми «полавочниками». Обычай требовал, чтобы столы покрывались подскатертниками, на которые во время еды настилались еще скатерти: суконные или бархатные, расшитые золотом и серебром. «Черные» посадские люди употребляли грубые полотняные скатерти или вовсе обходились без них. Столовой посудой для жидкой пищи служили мисы деревянные, оловянные или серебряные, а для жаркого — блюда деревянные, глиняные, оловянные, медные луженые или серебряные. Тарелками пользовались редко и еще реже их мыли; вместо тарелок обычно применяли лепешки или ломти хлеба. Еще менее в ходу были ножи и вилки (в то время они были двузубыми). За неимением салфеток, сидя за столом, обтирали руки краем скатерти или полотенцем. Сосуды, в которых приносилось к столу всякого рода питье, были разнообразны: ендова, ведро, четвертина, братина и др. Часто употреблявшаяся ендова имела емкость в одно или несколько ведер. В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты. На таких сосудах обычно делались надписи, заключавшие в себе изречение или посвящение тому, кому сосуд подносился в качестве подарка. Неотъемлемой принадлежностью каждой комнаты были висевшие на стене иконы. Края иконы нередко заключались в серебряный или золотой оклад, и она вкладывалась в киот. Материалом для икон чаще всего служило дерево, реже — камень или белая кость; делались и металлические складни со створками, имевшими изображения на внутренней и наружной сторонах. В зажиточных домах имелась особая «крестовая» комната, вся заставленная иконами, где происходило домашнее моление. Домашние вещи хранились в сундуках и скрынях, то есть комодах с выдвижными ящиками. Женские украшения сберегались в художественно украшенных ларцах и переходили по наследству как фамильные драгоценности.
    Одежда крестьян и знати различалась достаточно сильно. Простые горожане носили кафтаны поскромнее, чем у бояр и дворян. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка. В гардероб крестьянина входили – лапти, штаны, сорочка; зимой – шуба и треух. В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.
    Хотя по сравнению с богатыми людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.

    ОтветитьУдалить
  6. В этот век меняется роль иконы. Теперь она является не только священным изображением, но также и предметом любования.
    Хорошим примером может служить Назарий Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших деисусный праздничный и пророческий чины для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле.
    А начиная с середины XVII века работали иконописцы, в работах которых впервые в русском искусстве проявились реалистические черты.
    Среди русских художников 17 века следует отметить Симона Ушакова и Иосифа Владимирова, которые, следуя общеевропейской тенденции, стремились преодолеть каноны и принципы средневекового искусства. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи.
    Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека.Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. И хотя окончательно Ушаков не преодолел условность старого иконного письма, стремление к реальному правдоподобию, обнаруживали в своих работах также и другие художники Оружейной палаты, среди которых Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин, в дальнейшем оказало значитеное влияние на русское искусство.
    Среди иностранных художников, работавших во второй половине XVII века в Москве, можно отметить голландского художника Д. Вухтерса. Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» .Без сомнения, работы иностранных художников оказывали воздействие на развитие русской живописи, помогая русским художникам выйти на путь реалистического искусства. Так, во второй половине столетия появляются портретные произведения предвосхищающие русское портретное искусство XVIII века.
    Несколько после этого появляется и Ярославская школа мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках начинают изображаться в образах привычной русской жизни. Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями. Особенно характерна композиция "Жатва" в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из "пионеров" в разработке пейзажа.
    Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». Во многих росписях, в том числе и церковных, религиозная тема отходит на второй план, что особенно становится заметно во второй половине столетия. Русских художников все более интересуют бытовые и исторические подробности, реальная сторона сюжета произведений. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации. Изменения также затронули и иконопись. Несмотря на то, что в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи.

    ОтветитьУдалить
  7. В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.
    Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.
    К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.
    В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, перехода к украшательству. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике чем об оборонительном качестве башен и построек.
    Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец со ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.
    На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла¬тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.
    В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря.

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов, не прекратившегося и сегодня.
    Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661—1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.
    В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе — братские школы. Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка», изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578—1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.
    Школа Киевского богоявленского братства, открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение — Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.
    В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626—1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище, открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.
    В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия. По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639—1717) и Софроний (1652—1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

    Павел Гельрод 10в

    ОтветитьУдалить
  10. Решающую роль в становлении быта, обычаев и нравов царского двора играло превращение сословно-представительной монархии в самодержавную монархию. Для формирования быта, обычаев, нравов царского двора требовались образцы. Их нашли за рубежом — в Османской империи. Краткую характеристику быта, нравов и обычаев царского двора зафиксируем в схеме.
    Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.
    Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживавших двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые — за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые — за' исправность экипажей.
    Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI века. Кроме царской резиденции в Кремле, впервые постоянными стали летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI веке отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа.
    В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое являлось еще большой редкостью.
    Если в первой половине века главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
    Как и прежде, царские дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.
    Во время царских приемов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал воображение своим обилием и разнообразием. На одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича было подано 500 различных блюд.
    Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Федорович и Алексей Михайлович любили и хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.

    ОтветитьУдалить
  11. Одним из направлений Российской культуры являлась литература. 17 век, был последним веком летописания на Руси. Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг была публицистичность. На общем фоне традиционного церковно-нравоучительного чтения возникают три новых направления – сочинения о Смутном времени, сатирические повести и автобиографии. Самое большое и известное произведение о Смутном времени – «Сказание Келаря Троице - Сергеевой Лавры Авраама Палицына». Это произведение было написано в 1620 году видным церковно-политическим деятелем. «Сказание» представляет яркую картину 16-месячной обороны монастыря от польско-литовских отрядов. Автор рассказывает свое понимание смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях. В 70-ых годах 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. Другое выдающееся произведение о Смуте – «Временник» дьяка Ивана Тимофеева. В данном произведении присутствует множество фактических подробностей, а также стремление автора дать психологические характеристики правителям. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Так же были книги как нравственного содержания («Жития Святых», автобиография старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».), так и присутствовали и сатирические повести. Сатирические повести стали отражать перемены общественного сознания, происшедших под влиянием Смуты. Одна из самых известных сатирических повестей 17 века – «Повесть о Шемякином суде». В которой описывается крестьянин, на голову которого сыплются все несчастья.
    Большим культурным событием было появление в России театральных постановок. Русский театр был создан по инициативе боярина А.С. Матвеева и возник при дворе царя Алексея Михайловича. Организатором первого русского театра был пастор Иоганн Годфрид Грегери. В царских селах ставились переводные иностранные пьесы. Актеры в переводных пьесах были выходцы из Немецкой слободы. Но не только были иностранные актеры, присутствовали и русские. Русские актеры были в основном выходцы из подьячих посольского приказа. В русском театре все роли исполняли мужчины под сопровождение инструментальной музыки. Основной же темой спектаклей стали библейские сюжеты и исторические эпопеи. Первая пьеса, показанная в русском театре, «Артаксерксово действо» длилась около 10 часов. Со смертью Алексея Михайловича русский театр надолго перестал существовать.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Литература и театр в 17 веке ,как и многое другое в области культуры ,претерпели существенные изменения.
    Как и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно свя-
    заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-
    жала и воплощала в своих произведениях социально-политические уст-
    ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-
    шие явления современности. И вместе с тем русская литература ступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества.Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий переложил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России.В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симеона-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны.В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко" второй половины XVII в.Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, получило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
    Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-
    ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный
    шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-
    действия религиозной идеологии.
     Новый период русской истории, начавшийся приблизительно в XVII веке и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном искусстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное искусство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Устная драматургия сменилась письменно-книжной. Для театральных представлений стали строить специальные здания.
       Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но в то же время стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры, хотя и отличавшиеся друг от друга, но оказывавшие один на другого влияние. Резкое их разграничение произошло лишь в XVIII веке.
       Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники, выходившие из сельских местностей на отхожие промыслы в города, в 30-х годах 17 века имели свой кукольный театр, получивший впоследствии название театра Петрушки. В театре Петрушки рассказывалось о том, как молодой парень, придя в город на заработки, поддается городским соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Конец представления соответствовал религиозным взглядам того времени: черт уносил молодца в ад.
       Постепенно содержание представлений Петрушки изменялось, появлялись все новые варианты. Но главное оставалось неизменным: Петрушка - это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой народной кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти.

    ОтветитьУдалить
  14. В живописи России XVII века в большей степени сохранились
    традиции письма. Церковный собор 1667г. строго
    регламентировал темы и образы, того же требовала
    придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Очень сильно
    осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых
    идеолог старообрядцев Аввакум.
    Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата
    Кремля, ставшая в этом веке художественным центром страны,
    куда привлекались лучшие мастера.
    Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала
    школа ярославских мастеров. Традиционные
    церковные сюжеты на их фресках начинают
    изображаться в образах обычной русской жизни. Чудеса
    святых отходят на второй план перед обыденными явлениями.
    Особенно характерна композиция "Жатва" в церкви Ильи
    Пророка, а также изображения на фреске в церкви Иоанна
    Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из
    первых в разработке пейзажа.
    В течение 30 лет
    живописное дело возглавлял Симон Ушаков.
    Характерной чертой его творчества был пристальный интерес
    к изображению человеческого лица. Под его рукой
    библейские лица приобретали живые черты. Такова икона
    "Спас нерукотворный". На фоне Успенского собора помещены фигуры
    Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое
    древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами
    князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей
    Михайлович, с правой - его супруга с детьми. Все
    изображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит также
    икона "Троица", на которой появляются реалистические
    детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие
    русской живописи.
    Другим примером светского жанра, отразившим интерес к
    человеческой личности, стало распространение "парсунного"
    письма - портретных изображений. Если в первой половине
    века "парсуны" выполнялись еще в сугубо иконописной
    традиции , то во
    второй они стали принимать более реалистический характер.

    ОтветитьУдалить
  15. Даже самый устойчивый компонент жизни людей - быт, и тот испытал в XVII в. серьезные изменения. В небольшой степени у крестьян: по-прежнему большинство из них жили в избах, топившихся «по-черному», без трубы. Дым выходил через отверстие в крыше, поэтому стены были покрыты толстым слоем копоти и имели мрачный вид. В окнах - бычий пузырь вместо слюды или стекла, свет давала лучина. Вместе с людьми в избах зимой жили овцы, куры, телята. Посуда и вся утварь были сделаны из дерева. Ели ложками из мисок и тарелей, пили из стаканов, ковшей, братин. Спали и сидели на деревянных лавках. Из мебели были еще коробья и сундуки, часто украшенные красочной росписью. Ели крестьяне в основном черный хлеб, горох, толокно, капусту, морковь и репу. По праздникам на столе появлялось мясо, рыба. Из пития - квас и пиво. Одежду шили чаще всего сами из холста, украшали вышивкой. Летом носили лапти, зимой - валенки.

    Важную роль в повседневной жизни простых людей играли обряды: песни, ряженья и гадания; в ночь на Ивана Купалу плели венки и прыгали через костер. Эти традиции имели глубокие исторические корни, истоки этих праздников можно найти еще в языческой Руси. Популярностью пользовался «Петрушка» - кукольный театр, в представлениях которого звучали порой политические и антицерковные мотивы.

    Основная масса горожан тоже жила в простых бревенчатых избах, которые резко контрастировали с палатами знати. Хозяйство вели очень скромно, все в семье подчинялись хозяину. Так велел жить «Домострой» - свод житейских правил и традиционных норм того времени. Убранство в доме обычное: те же лавки вдоль стен, столы, шкафы. У более зажиточных - кресла, стулья и зеркала на западноевропейский манер.

    ОтветитьУдалить
  16. XVII век – переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда «старина и новизна перемешались». Русская культура ещё сохраняла многие черты средневековой культуры, но уже определялись новые черты.
    C одной стороны, развитие многих областей требовало увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило рост системы образования. Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская Академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников. Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны Грамматика Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари. Количество грамотных людей резко возросло по сравнению с предыдущим периодом.
    Но с другой стороны, образование оставалось привилегией имущих слоев населения. Образование по-прежнему носило церковный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослова и псалтыри). В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Масса населения страны оставалась неграмотной.

    ОтветитьУдалить
  17. Что касается научного знания, то тут тоже все было не однозначно. В это время продолжала распространяться старая литература о природе с ее богословско-мистическим истолкованием различных явлений. Развивалась чисто практическая сторона научных знаний, а теоретическая - оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковники заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился". Так, например умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок. Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и "травников". Опираясь на опыт народной медицины Холмогорский архиепископ Афанасий составил в 1696 году «Лечебник» с описанием болезней и средств против них. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция церкви. О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют проповеди и поучения самих церковников.
    Но как ни пугала церковь людей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли в XVII в.Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изложены в "Уставе" практические сведения в области химии, описаны различные приборы для артиллерийского дела. Внимание русских людей стало обращаться и к сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андреаса Везалия "О строении человеческого тела". Также в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Большое развитие получили географические знания. 17 век - век великих географических открытий. Было составлено несколько карт. Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии). Расширились и были уточнены географические представления о территории собственной страны. В 1627 году в Разрядном приказе была создана «Книга Большому чертежу», содержавшая перечень городов с указанием расстояний между ними. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру. Существенные изменения происходили в развитии исторических знаний. Большую роль в их распределении сыграла книга ученого Иннокентия Гизеля «Синопсис», напечатанная в Москве в 1678 году. «Синопсис» на протяжении всего последующего столетия выполнял учебника по русской истории.
    Таким образом, в XVII веке наблюдается рост образования и интенсивный процесс накопления знаний, первые попытки их теоретического осмысления, что создало благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

    ОтветитьУдалить
  18. Характерной чертой быта является его консервативность: человек с трудом расставался с передаваемыми из поколения в поколение привычками, веками складывавшимися нравственными устоями и обрядами, а также представлениями о моральных ценностях. Именно поэтому в 17 в. в основном продолжали жить по Домострою. Важнейшая черта феодального быта состоит в том, что экипировка человека, архитектура жилища и его внутреннее убранство, домашняя утварь, пища и многое другое находилось в прямой зависимости от сословной принадлежности человека. Горлатную шапку и соболью шубу мог носить только боярин, в то время как крестьянин должен был довольствоваться зипуном из грубого сукна домашнего изготовления или кожушком из овчины и столь же недорогим головным убором — войлочной шляпой летом и суконной, подбитой овчиной, — зимой. Стол боярина по богатству и разнообразию блюд отличался от крестьянского в такой же мере, как боярская усадьба от крестьянской избы. В то же время в быту прослеживаются некоторые общие черты. Господствовавшие в стране крепостнические порядки и самодержавный строй оказывали влияние на все сословия, создавая внутри них иерархию отношений и развивая в представителях господствующего сословия чувство холопской угодливости к лицам, занимавшим по отношению к ним более высокую ступень, и безнаказанной жестокости по отношению к тем, кто стоял ниже. В 17 в. продолжали придерживаться традиционной церемонии приема гостей и раздельного застолья мужчин и женщин. Для быта феодального общества характерна также такая черта, вытекавшая из натурального хозяйства, как патриархальный уклад жизни. Патриархальными отношениями была пронизана жизнь как крестьянской или посадской семьи, так и боярской. Обязанность детей беспрекословно повиноваться воле родителей в 17 в. приобрела силу закона.
    Важную роль в повседневной жизни простых людей играли обряды: песни, ряженья и гадания; в ночь на Ивана Купалу плели венки и прыгали через костер. Эти традиции имели глубокие исторические корни, истоки этих праздников можно найти еще в языческой Руси. Популярностью пользовался «Петрушка» - кукольный театр, в представлениях которого звучали порой политические и антицерковные мотивы.

    ОтветитьУдалить
  19. Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, а с другой — упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое неприкосновенным. Поэтому иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами.
    В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годуновская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция. Одна из особенностей школы — правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз.
    Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма, реальные человеческие лица. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве.
    Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа.
    В целом можно сказать, что, как и в наше время, в 17 веке были сторонники как старого, так и нового. Конечно же, сравнивать то время с нашим бессмысленно, особенно если учесть роль развивающихся технологий. Но я считаю, что для того времени Россия многого достигла, причем не только в живописи.

    Кочергина Катя

    ОтветитьУдалить
  20. В русской архитектуре 17 века , как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы. Архитектура 17 века начала отходить от средневековой простоты и строгости. Русская архитектура 17 века интересна, прежде всего, своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными. Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века , придают изразцы.
    Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является шатер. Трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой.
    В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из конструктивного элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы. Церковь находиться в Путинках.
    дворец Алексея Михайловича в КоломенскомСтроить церковь начали местные прихожане, которые хотели удивить Москву небывалым богатством и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось просить помощи у царя. Алексей Михайлович дал огромную сумму из государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел очень хорошим. Церковь Рождения Богородицы – последний шатровый храм Москвы. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле.
    В архитектуре 17 века, в строительстве храмов применялся не только шатровый архитектурный стиль, но и другие. Популярны были бесстолпные кубические храмы (корабли). В последней четверти 17 века в русской архитектуре получил большое распространение стиль – московское барокко. Иногда его называют «нарышкинский» барокко, такое название идет от фамилии главного заказчика.
    Для этого стиля в 17 веке характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, этажность построек. В этом архитектурном стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольни Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.
    Церковь Рождества Богородицы в ПутинкахВ русской архитектуре 17 века каменное строительство становится доступным не только царской фамилии. Состоятельное боярство и купечество в состоянии, теперь, строить себе «Хоромы каменные». Немало каменных построек знатных и богатых родов знает Москва и провинция. Каменное строительство преобладает в архитектуре 17 века.
    Настоящим 8-ым чудом света русской архитектуры 17 века стала постройка дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце было 270 комнат, около 3 тысяч окон. Построили дворец мастера русской архитектуры Семен Петров и Иван Михайлов. К сожалению, дворец не сохранился. По приказу Екатерины II, в середине 18 века, дворец разобрали из-за ветхости.

    ОтветитьУдалить
  21. Даже самый устойчивый компонент жизни людей - быт, и тот испытал в XVII в. серьезные изменения. В небольшой степени у крестьян: по-прежнему большинство из них жили в избах, топившихся «по-черному», без трубы. Дым выходил через отверстие в крыше, поэтому стены были покрыты толстым слоем копоти и имели мрачный вид. В окнах - бычий пузырь вместо слюды или стекла, свет давала лучина. Вместе с людьми в избах зимой жили овцы, куры, телята. Посуда и вся утварь были сделаны из дерева. Ели ложками из мисок и тарелей, пили из стаканов, ковшей, братин. Спали и сидели на деревянных лавках. Из мебели были еще коробья и сундуки, часто украшенные красочной росписью. Ели крестьяне в основном черный хлеб, горох, толокно, капусту, морковь и репу. По праздникам на столе появлялось мясо, рыба. Из пития - квас и пиво. Одежду шили чаще всего сами из холста, украшали вышивкой. Летом носили лапти, зимой - валенки.
    Важную роль в повседневной жизни простых людей играли обряды: песни, ряженья и гадания; в ночь на Ивана Купалу плели венки и прыгали через костер. Эти традиции имели глубокие исторические корни, истоки этих праздников можно найти еще в языческой Руси. Популярностью пользовался «Петрушка» - кукольный театр, в представлениях которого звучали порой политические и антицерковные мотивы.
    Основная масса горожан тоже жила в простых бревенчатых избах, которые резко контрастировали с палатами знати. Хозяйство вели очень скромно, все в семье подчинялись хозяину. Так велел жить «Домострой» - свод житейских правил и традиционных норм того времени. Убранство в доме обычное: те же лавки вдоль стен, столы, шкафы. У более зажиточных - кресла, стулья и зеркала на западноевропейский манер.
    На удивление гостям выставлялось оружие - холодное и огнестрельное, сделанное искусными мастерами, которые не жалели золота, камений драгоценных и фантазии на усладу богатым заказчикам. Именно здесь, в городе были сосредоточенны декоративные ремесла, связанные с роскошью. Это и золотых дел мастера, - и литейщики, и сканщики, и чеканщики. Широчайшее распространение получают искусство живописной эмали, резьба по дереву, белокаменная резьба и изразцы. Богатые люди не скупятся на траты, чтобы подчеркнуть свою исключительнось, выделиться из толпы, используя все приемы декоративного и прикладного искусства.
    Особой роскошью отличалось одеяние бояр. Огромные шубы, украшенные драгоценностями кафтаны из дорогой материи отличались особой красотой и великолепием, но были очень тяжелы и неудобны. Все это дополняли высокие меховые шапки и яркие сафьяновые сапоги с загнутыми носами.
    Но всех краше были царская одежда и облачение духовенства. Великолепие же самого дворца изумляло современников, поражая их блеском золота и богатством убранства. Мебель в царских хоромах была немногочисленная: те же лавки вдоль стен, в больших приемных палатах стоял трон, в красных углах, под образами, располагались дубовые столы, покрытые золотыми коврами или скатертями. Стены, если не были украшены росписью, обивались сукном или атласом. Стулья или кресла использовались редко, лишь в торжественных случаях. В постельной комнате главным предметом была кровать с балдахином, украшенная резьбой и позолотой.
    За всем этим благополучным великолепием богатых дворцов и боярских хором стояла простая, деревенская Россия, погрязшая в нищете и убогости. Страдающее от налогов и жестокой эксплуатации население не раз в XVII в. поднимается на восстания против социальной несправедливости.

    ОтветитьУдалить
  22.   Новый период русской истории, начавшийся приблизительно в XVII веке и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном искусстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное искусство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Устная драматургия сменилась письменно-книжной. Для театральных представлений стали строить специальные здания.
       Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но в то же время стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры, хотя и отличавшиеся друг от друга, но оказывавшие один на другого влияние. Резкое их разграничение произошло лишь в XVIII веке.
       Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники, выходившие из сельских местностей на отхожие промыслы в города, в 30-х годах 17 века имели свой кукольный театр, получивший впоследствии название театра Петрушки. В театре Петрушки рассказывалось о том, как молодой парень, придя в город на заработки, поддается городским соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Конец представления соответствовал религиозным взглядам того времени: черт уносил молодца в ад.
       Постепенно содержание представлений Петрушки изменялось, появлялись все новые варианты. Но главное оставалось неизменным: Петрушка - это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой народной кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.
       На рубеже 16-17 веков появляется устная народная драма на легендарную тему «О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата власти евреями, приказал уничтожить всех еврейских младенцев. За такое злодеяние царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду. Эта пьеса пользовалась успехом, потому что в народе сохранилась память о злодеяниях царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.
       Следующая дошедшая до нас устная драма была сложена, как и многие песни в казачьей среде, и посвящена любимому народному герою Степану Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела несколько названий. Самое распространенное из них - «Лодка».

    ОтветитьУдалить
  23.    Все пьесы народного театра были каждая по-своему направлены против властей.
       Церковношкольный театр в России создал ученый монах Симеон Полоцкий. В середине 60-х годов XVII века он написал комедию «Блудный сын». Эта пьеса была направлена против молодых людей, которых родители в те годы посылали учиться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. Пьеса призывала их одуматься и раскаяться. Эта пьеса была первой русской письменной драмой . Развитие русской драматургии в ближайшее за тем время шло по пути, указанному Симеоном Полоцким.
       Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено специальное здание для театра - Потешная палата (1613). Сперва пытались использовать искусство скоморохов. Но вскоре обнаружилось, что оно не удовлетворяло возросшие вкусы зрителей, да к тому же скоморохи не были угодниками царской власти. Поэтому обратились к Симеону Полоцкому. Но он не смог создать постоянно действующий профессиональный театр. Тогда царь Алексей Михайлович решил обратиться к иностранцам, и с 1660 года начали приглашать в Москву немецких актеров. В 1664 году их силами стали даваться спектакли в Москве, в селах Измайлове и Преображенском. В 1672 году организация спектаклей была поручена учителю немецкой слободы Грегори.
       Грегори поставил комедию об «Эсфири», и спектакль понравился, но двору нужен был национальный русский театр. Поэтому год спустя царь приказал тому же Грегори и еще двум преподавателям немецкой школы обучить труппу из русских юношей. Женщины тогда на сцене не выступали. В 1675 году после смерти Грегори, труппа стала полностью русской. Все пьесы имели политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства. В числе последних была переделка трагедии Марло «Тамерлан Великий» под названием «Комедия о Баязете и Тамерлане». В репертуар включались пьесы с таким расчетом, чтобы зритель, смотря спектакль, находил связь между сценическим действием и волнующими его событиями. Такими событиями для того времени была война с Турцией и борьба с боярством.
       После смерти царя организованные им спектакли прекратились, но развитие театра в России не заглохло. Устраивались театральные представления при правительнице царевне Софье и молодом Петре I.
       Принявшись за дело преобразования России, Петр I впервые организовал общедоступный театр (т.е. не только для царя и придворных).
       Театральное искусство при царях Алексее и Петре I отличалось стремлением к сценической правде. Пьесы были перенасыщены действием, героическими поступками, комическими сценками и т.д. Это особенно нравилось широкому городскому зрителю, который принялся организовывать свои городские публичные представления. Но государственный театр по-настоящему был создан только в 1756 году благодаря энергии актера Ф.Г. Волкова и писателя драматурга А.П. Сумарокова.

    ОтветитьУдалить
  24. «Вести-Куранты» («вестовые письма») — условное название первой русской рукописной газеты, издававшейся в России в XVII веке на протяжении около 80 лет. На постоянной основе газета начала выходить в Москве с 1621 году (хотя отдельные выпуски появлялись ещё в июне 1600 года) исключительно для информирования царя Михаила Фёдоровича и боярской думы и продолжала издаваться вплоть до начала XVIII века, пока в 1702 году не превратилась в печатные ведомости. Газета была рукописной и готовилась дьяками Посольского приказа в нескольких экземплярах специально для царя и его приближённых, которым её зачитывали вслух (такие экземпляры имели пометку «государю чтено и боярам»). Информацию для своей газеты писцы брали из заграничных аналогов и узнавали у своих «друзей»-корреспондентов из других стран. Газета не имела постоянного названия, но в «Переписной книге царя Алексея Михайловича» носила название «куранты о всяких вестях». Предполагают, что слово «куранты» не позже 1649 года стало обозначать столбцы с вестями, так как это слово входило в название нескольких голландских газет XVII века. Официально выпуск «Курантов» был упорядочен в 60-70 XVII века годах боярином Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокиным. Как и любая редакция, она имела своих редакторов, которые тогда назывались «курантельщиками». Внешне газета представляла собой узкие листы склеенной бумаги, исписанные столбцом сверху вниз. Такие столбцы текста иногда достигали длину несколько метров. В газете даже описывалось то, как добывали известия.

    ОтветитьУдалить
  25. В 17 в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью. Лазарев Алексей

    ОтветитьУдалить
  26. В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годунов- ская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция. Одна из особенностей школы — правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые»; в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем.
    Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа. В парсунах
    XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия — внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий колорит.

    ОтветитьУдалить
  27. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  28. Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое
    место в развитии русской архитектуры. И в этой области с большой
    силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов. По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания в городах были окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся
    произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г. г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы все больше проникали в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но
    иногда и в селах. Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком". Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой. Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного зодчества. Богатством декоративного убранства отличается золотое крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.
    Подводя итоги развитию архитектуры XVII в., нельзя не отметить постоянное возникновение в ней новых типов, форм, приемов, непрекращающийся поиск средств перехода на качественно новый уровень — то есть подготовка зодчества Нового времени. Принципиально важно, что при всем отличии локальных вариантов эта архитектура обладала значительным художественным единством, в ней отражались одни и те же тенденции, по-разному преломлявшиеся в зависимости от материала, типа постройки, местных традиций и вкусов. Поэтому зодчество XVII в. можно рассматривать как целостный этап истории русской архитектуры, сформировавший собственные ценности, отличные от традиционных древнерусских.

    ОтветитьУдалить
  29. Do you realize there is a 12 word phrase you can speak to your crush... that will trigger intense emotions of love and impulsive attractiveness to you deep inside his chest?

    That's because deep inside these 12 words is a "secret signal" that triggers a man's impulse to love, worship and guard you with his entire heart...

    12 Words That Fuel A Man's Love Impulse

    This impulse is so built-in to a man's mind that it will make him try harder than before to take care of you.

    In fact, fueling this mighty impulse is absolutely mandatory to getting the best ever relationship with your man that once you send your man one of the "Secret Signals"...

    ...You will instantly notice him open his soul and mind for you in such a way he haven't experienced before and he will distinguish you as the only woman in the world who has ever truly understood him.

    ОтветитьУдалить